Ошибки декларантов в процессе таможенного оформления товаров — явление не то, чтобы не редкое, оно — неотъемлемое. Все ведь знают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Степень этих «косяков», критичность и количество, как правило, зависят от опытности, профессионализма самого декларанта, а также внутренней политики системы поощрения-наказания в организации.
Итак, условно все ошибки можно разделить на «незнание» и «невнимательность»
Незнание действующих нормативно-правовых актов в области таможенного дела, а также непонимание алгоритмов процесса таможенного оформления, кроме того, что сильно осложняют работу участника ВЭД с таможенным органом, так ещё и ставят под сомнение прибыльность и целесообразность такой внешне-экономической деятельности в целом. Простои товара на складах, многочисленные запросы и дополнительные проверки, затягивающие сроки таможенного оформления, отказы в выпуске и АП, — удовольствие для коммерческой организации не из дешёвых и не из приятных.
С этим понятно. Такие пробелы необходимо устранять и всеми силами пытаться двигаться в ногу со временем. Чтение новостей, различные таможенные курсы, повышение квалификации, консультации в соответствующих отделах таможенного органа. Без этого никуда.
Тем не менее, даже знание абсолютно всех нюансов действующего таможенного законодательства и понимание всех требований правовых актов, регулирующих таможенное дело, не является иммунитетом от неприятностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
Всему виной — человеческий фактор.
К сожалению (или к счастью) декларированием товаров на данный момент занимаются люди. Невнимательность, технические ошибки, временное помутнение рассудка, провалы в памяти, прокрастинация, упадок сил и временное отсутствие на рабочем месте, по причине похищения инопланетянами — неизбежны.
Итак, топ 7 часто встречающихся глупых ошибок декларантов:
1. Перепутать номера контейнеров в ДТ
Да, всякое в жизни бывает. Перепутать в детстве стакан воды со стаканом водки — это нормально. Перепутать на свадьбе руку жены с кистью другой барышни в конкурсе, где тебе завязывают глаза — это нормально. (P.S: жена моего друга почему то так не считает) Но, никогда, слышишь, никогда не путай номера контейнеров, заявленных в гр. 31 ДТ.
В том случае, если товар в соответствии с системой управления рисками будет выставлен на фактический контроль, — сутки-полтора будет неразбериха с поиском контейнеров. В силу этого досмотр начнётся гораздо позже.
Будет большим везением, если до выпуска товара таможенный инспектор это заметит и выставит требования на внесение изменений. Но, как правило, в силу нехватки времени, в таможне никто этого не заметит.
Если же ДТ будет выпущена с неверными номерами контейнеров, товар вывезти не получится, пока не будут внесены изменения в ДТ после выпуска. А это уже совсем другая история, требующая времени, сил и нервов.
Таким образом, любой из этих исходов в большей или меньшей в степени (от часов до нескольких дней) увеличит время нахождения товаров в ЗТК.
Причины ошибки:
- шаблонность, т.е. подгрузка и использование декларантом шаблона; ранее оформленной похожей ДТ и не изменение старой информации.
- кривые пальцы рук;
- безразличие к цифрам, если после них не стоит символ $ или €.
2. Подать ДТ перед выходными днями и столкнуться с нехваткой денежных средств на Едином лицевом счете (ЕЛС)
Банковские учреждения в выходные дни не работают. Нехватка денежных средств для оплаты таможенных платежей, в случае отсутствия оснований для продления срока выпуска товаров, приведёт к отказу в выпуске товара.
Непотребство:
- Потеря сборов за таможенное оформление (от 775 до 30000 руб.);
- Простой товара (1-2 дня);
- Возможность при повторной подаче ДТ нарваться на таможенный досмотр\осмотр.
Причины:
- Непредусмотрительность;
- Лень делать проверки наличия денежных средств на счетах.
3. Напутать с КБК при оплате таможенных платежей
Довольно частая ошибка, связанная с невнимательностью, и как следствие, неверным зачислением денежных средств для оплаты таможенной пошлины и НДС. Стоит отметить, что в этом случае не всегда виноват человек-декларант, подающий ДТ. Зачастую оплатой таможенных платежей занимаются другие люди из штата таможенного представителя или получателя товара.
Тем не менее, как и в случае, описанном выше, данное недоразумение гарантирует непотребство в виде отказа в выпуске, со всеми вытекающими последствиями.
Дополнительно, все это отягощается весёлой процедурой возврата денежных средств и последующим распределением их на нужные КБК.
Причины:
- Невнимательность
- Незнание (первый раз).
4. Указать неверный признак ДТ в гр. 7
Подать «живую» ДТ как предварительную декларацию на товары и наоборот.
В силу технических моментов, в разное время и в разных таможенных органах «санкции» за такое заполнение декларации разнятся.
Непотребство: от необходимости внести изменения до беспощадного отказа в выпуске.
5. После отказа в выпуске (выявление несоответствий на досмотре) повторно подать ДТ со старыми сведениями.
Это удивительно, но очень часто, после отказа в выпуске товаров, декларанты даже не читают причины. Не разобравшись в ситуации и не выполнив необходимые действия по устранению выявленных нарушений, торопятся переподать ДТ. При этом отправляют на регистрацию ту же ДТ, что и при первой подаче, т.е. с теми же сведениями, которые и послужили отказом в выпуске. Некоторые даже умудряются сделать это несколько раз подряд.
Возможно, всему виной не только попытки быстрее оформиться и наверстать упущенное время, но и личные качества человека, связанные с упорством, целеустремленностью и несгибаемой волей.
Если бы жизнь на фоне наших дел подставляла саундтреки, то однозначно, в такие моменты повторных подач ДТ, на фоне декларанта и его компьютера должен играть трек типа Сплин — «Гни свою линию». (Или HOMIE — «Безумно можно быть первым») Как считаете, какая музыка лучше подходит?
Непотребство: в зависимости от ситуации и причин отказа первой ДТ последствия могут быть разными — от внесения изменений и увеличения сроков оформления до повторного отказа в выпуске товаров.
6. Перепутать валюту контракта при заявлении таможенной стоимости.
Опять кто-то что-то путает.
Да, но в данном случает простым внесением изменений в соответствующие графы ДТ дело может не разрешиться. Есть большая вероятность нарваться на АП, так как в некоторых случаях (например ошибки доллар/евро) образуется реальная недоплата таможенных платежей.
Причины ошибки:
- невнимательность;
- возможно действительно желание уклониться от уплаты таможенных платежей.
Непотребство:
- Необходимость дико извиниться и внести изменения в ДТ;
- Возможно потребуется объяснять и доказывать в ОАРе, что всё это не прямой умысел, а лишь техническая ошибка;
- Возможно этому не поверят и будет возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.2 КоАП РФ.
7. Начать разговор со слов «Да вы что тут совсем ох…»
Обширность своего лексикона и познаний лучше всего демонстрировать в области знания и применения документов, регламентирующих таможенное оформление. Метод оригинальный, но абсолютно бесполезный, чаще всего, приводит к необъяснимым соблюдениям всех максимально допустимых сроков на обработку ДТ, ведь закон суров и справедлив.
(8. Бонус). Использовать в качестве аргументов, в разговорах с инспектором, конструкции и смыслы по типу — «Влада знаешь?» (или что-то вроде того, т.е. какого-то другого должностного лица, занимающего или занимавшего высокий пост в данном таможенном органе)
Метод не менее бесперспективный, чем предыдущий, ведь оформление ДТ строго регламентировано, фиксируется, проверяется аудитом и ответственность (в том числе финансовая) лежит лично на каждом инспекторе, а не на Владе, с которым декларант рыбачил или Михалыче, с которым случайно оказались на одном юбилее.
Более того, данные факт может быть расценен как провокация. Что является для инспектора сигналом к соответствующим действиям по урегулированию ситуации с привлечением специальных правоохранительных служб.
Ошибок декларантов много, в отличие от количества их источников =).
Мы разобрали наиболее яркие и распространенные.
Напишите в комментариях сколько из перечисленного вы лично совершали за свою карьеру? Может даже есть, те кто смог сделать 8 из 8? =)
Пока что нисколько, только учимся заполнять)
А статья как всегда интересная и полезная)
Спасибо)
Учитесь хорошо)
Так как сейчас елс, то клиенты сами кладут на счёт деньги. Некоторые путают кбк и кладут недостаточное количество денег. А самый большой страх , когда не помнишь, включил ли транспортные расходы в дтс.
Правильно, потому что не включение транспортных расходов — это не просто ошибка, это смачный такой царь-косяк! ДТС лучше 3 раза перепроверить)
Из перечисленных нисколько, но самая грубая ошибка, которую совершала — это невключение транспортных расходов в структуру ТС)
Статься супер, жду продолжения )
Спасибо за отзыв)
Господи. Самый мой большой страх. Вы легкой кровью отделались?
Нехватка денег, это постоянно. Но чаще просто клиент косячит, деньги закидывает и параллельно с др брокером выпускается. Сегодня вот в номере коноса косякнула, ед22 не работал, набила с листа. Ну и конечно, разик транспортные не включила в там.стоимость. Трясло меня не по-детски))) и в 30 гр еще код места нахождения, частенько туплю, 99/11 когда на запад кидаю. Тоже не приятненько, особено авиа, дорогова-то выходит
Однажды закосячил и в дтс условно вместо 500.21 eur вбил 500.12 eur. Ох, я инспектора упрашивал разрешить просто скорректироваться
Мое почтение. Честно говоря вовек не писал коменты, но тут другой случай, уделю некоторое время. Вы пишете вконец занятно и познавательно. Можно что почитать и подчертить для себя кое-что полезное. Я уже издавна читаю Ваши посты. Пишите и выставляйие у Вас это отлично получаеться.
Спасибо)
Thanks