Блог Полезный материал

Таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Что не так?

Таможенное оформление в РФ прогрессивно, современно и технологично. Это — Факт.  Уже кажется диким, когда-то привычное старое доброе бумажное декларирование, сопровождающееся передачей через окошко кипы документов таможенному инспектору.

За период  10 лет, действительно, сделан огромный качественный скачок. Освоены электронные каналы связи, интернет, технология удаленного выпуска, системы авторегистрации и автовыпуска деклараций на товары, автоматическая диспетчеризация. Внедрено большое количество информационных систем  и механизмов взаимодействия  с постами фактического контроля, а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, системы контроля маркировки и т.д.

Всё электронно, быстро, просто.

Тем не менее, есть вещи, которые каким-то чудесным образом смогли ПОЛНОСТЬЮ избежать технологического и нормативно-правового прогресса.

Речь идёт о применении таможенного  осмотра с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). А точнее о способе реализации данной формы контроля и необходимых для этого трудовых и временных затрат должностных лиц таможенных органов.

lamoda ru

Старая лошадь в автопарке космических кораблей

За 10 лет в этом процессе не поменялось ничего.

На данный момент времени  «эта старая лошадь» просто выбивается из всех тенденций построения совершенного процесса таможенного оформления и таможенного контроля. Она просто из другого мира. Средневекового.

Сегодня, механизм применения таможенного осмотра с использованием ИДК регулируется приказом ФТС № 2354 от 09.12.2010  «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Все нормативные документы, касательно формирования направления на таможенный осмотр с использованием ИДК,  уровня таможни и постов лишь копируют его положения.

Таким образом, в соответствии с  п. 20 б). Приказа ФТС вот уже 10 лет направление на таможенный осмотр с использованием ИДК формируется соответствующими должностными лицами таможенных органов  на бумажном носителе, заверяется личной номерной печатью, которую нужно взять в сейфе под роспись в журнале, и транспортируется ногами по земле.

При технологии удалённого выпуска товаров и нахождении задекларированного товара в регионе деятельности другого таможенного органа, рассматриваемая форма контроля ещё дополнительно обременяется временем, гербовыми бланками, подписями руководителей нескольких уровней и Почтой России.

Несомненно, всех причастных к вышеуказанным действиям таможенных инспекторов данный факт отсутствия прогресса печалит, удручает и отнимает много времени.

Выход: создать юридическую и техническую возможность формировать направления электронно, например, также как поручения на таможенный досмотр.

Не так давно, благодаря нашему сообществу, удалось обсудить данную проблему с некоторыми представителями ГУОТО И ТК.

Спасибо им, что не отказали, выслушали и дали обратную связь.

В ближайшее время данный вопрос будет проработан, предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и программных средств будут внесены.

В этом году вопрос будет решён. Технологии придут и сюда.

Ура!

Несколько таможенных инспекторов, когда я им это рассказал, расплакались. Двое до сих пор пьют. Так как думали, что после колонизации Марса придётся отправлять документы со штампами на другую планету.

Ну и напоследок, интересный экскурс в историю:

2008 — начало внедрения электронного декларирования товаров / (направление на осмотр с использованием ИДК осуществляется на бумаге);

2010 — удаленный выпуск товаров, создание центров электронного декларирования / (ИДК на бумаге);

2012 — предварительное информирование на автотранспорте / (ИДК на бумаге);

2014 — доля электронного декларирования 99,9%, авторегистрация экспортных деклараций, предварительное информирование на ж/д транспорте / (ИДК всё еще на бумаге);

2015 — автовыпуск экспортируемых товаров, электронный транзит, авторегистрация деклараций при импорте / (ИДК продолжает быть на бумаге);

2016 — автовыпуск товаров при импорте /(ИДК — естественно, на бумаге);

2017 — начало создания региональных электронных таможен, предварительное информирование на воздушном транспорте, Единый лицевой счет, внесение денежного залога в электронном виде/ (ИДК стабильно- на бумаге);

2018-2019 — проведение мероприятий по реформированию системы таможенных органов, совершенствование применения технологий автоматического принятия решений, реализация системы «Tax Free», автоматизация процедуры таможенного транзита, предварительное информирование на всех видах транспорта /(ИДК на бумаге);

2020  — в некоторых отделах таможенных органов в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 внедряется технология удалённой работы /  (ИДК – всё верно – на бумаге)

4 Replies to “Таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Что не так?

  1. Разработано новое ПО для таможенных органов «СТО», оно пока очень сырое и требует доработки по различным кретерия, нужно разработчикам и ГУ ОТОиТК кинуть идею формирования направления требования на МИДК в этом ПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *